Популярные трактора беларусь мтз-50 и мтз-52. описание, характеристики, видео

Трансмиссия

Силовая передача состоит из механизмов сцепления, коробки передач, заднего ведущего моста и интегрированного в него привода вала отбора мощности с редуктором включения планетарного типа. Все механизмы трансмиссии объединены своими корпусами в единую масляную ванную и смазываются разбрызгиванием , за исключением сухого отсека муфты сцепления, изолированного сальниками. В полноприводной версии трактор дополнительно оснащён раздаточной коробкой, передним ведущим мостом и передающим вращение карданным приводом.

Кинематическая схема трактора МТЗ 50

Муфта сцепления

Сцепление МТЗ 50 однодисковое, фрикционное сухое постоянно замкнутого типа с диаметром ведомого диска 325 мм. Механизм размещён в сухом отсеке промежуточной части трансмиссии и присоединён своим корпусом к задней плите дизеля.

 КПП

Двухступенчатый редуктор механического типа с прямозубыми скользящими шестернями. Компоновка коробки обеспечивает девять передач переднего хода (с обеспечением прямой передачи) и две заднего хода. За счёт дополнительной ступени в конструкции КПП, находящегося в задней части картера узла, происходит удваивание числа передач. Предварительно перед началом движения водитель выбирает ступень – «пониженную или повышенную», а затем нужную передачу переключением одного рычага.

Передачи

Выдаваемая скорость трактором км./ч

I

1,56

II

2,65

III

5,60

IV

6,85

V

8,15

VI

9,55

VII

11,70

VIII

13,85

IX

25,80

Задняя пониженная

3,31

Задняя повышенная

5,62

Схема переключения передач МТЗ 50

Задний мост

Механизм размещён в отдельном чугунном корпусе соединённый воедино с корпусами КПП и сцепления. Вращение от КПП передаётся через коническую пару шестерён главной передачи со спиральными зубьями. Далее через конический дифференциал с четырьмя  шестернями закрытого типа вращение передаётся на ведущие полуоси конечной передачи, выполненные за одно целое с цилиндрическими прямозубыми ведущими шестернями. Ведомые, цилиндрические, прямозубые шестерни конечной передачи расположены непосредственно на полуосях ходовой трактора — передают вращение на задние колёса.

Трансмиссия МТЗ-50 в сборе

  • Количество зубьев шестерён конической пары главной передачи 13 и 41, передаточное число 3,42
  • Количество зубьев шестерён цилиндрической пары конечной передачи 13 и 69, передаточное число 5,038.

 Тормоза

Фрикционные дисковые тормоза установлены на ведущих шестернях конечной передачи заднего моста с правой и левой стороны трактора.

  ВОМ

Основной планетарный редуктор ВОМ размещён в задней части корпуса ведущего заднего моста. Конструкция обеспечивает работу отбора мощности в двух режимах:

  • синхронный — со скоростью вращения вала 3,5 об/ на метр пути
  • независимый — со скоростью 562 об/мин при номинальных оборотах дизеля

Смена режимов осуществляется переключением положения  кулачковой муфты в соединении привода. Дополнительно может устанавливаться редуктор бокового ВОМ на корпус КПП трактора.

Передний мост МТЗ 52

Привод моста осуществляется от раздаточной коробки, установленной в правом люке КПП трактора через пару карданных валов с промежуточной опорой. Раздатка представляет собой редуктор с цилиндрическими прямозубыми шестернями и муфтой свободного хода в отдельном корпусе. Привод узел получает через промежуточную шестерню от вторичного вала КПП. ПВМ в своей конструкции принимает вращение на главную коническую пару со спиральными зубьями и передаёт вращение через самоблокирующийся с фрикционными муфтами дифференциал на полуоси с ведущими коническими шестернями конечной передачи. Далее, вращение передаётся на бортовые редукторы с нижними коническими парами шестерён, которые осуществляют непосредственный привод передних колёс.

Яблоня Башкирский красавец

Модификации

После определенного опыта эксплуатации трактора МТЗ 80 в различных регионах СССР было разработано несколько модификаций. Основные версии получили индексы «Р» (трактор предназначался для механизированного возделывания рисовых посевов и отличалася увеличенным до 700 мм дорожным просветом), «Н» (предназначение — горное земледелие, особенность конструкции — низкий клиренс) и «К» (разработан для с/х операций на крутых склонах). В конструкцию последней модификации были добавлены такие решения для повышения устойчивости, как бортовые качающиеся редукторы и механизм стабилизации и выравнивания положения остова.


Источник фото: fb.ruФото МТЗ 80

В целом спецверсии трактора отличались дизайном, способом пуска двигателя, передаточными числами трансмиссии, величиной агротехнического просвета и др.

В настоящее время современная базовая модель в линейке Минского тракторного завода имеет индекс BELARUS-80.1. На ее основе выпускается около 20 версий сельскохозяйственной техники мощностью от 81 до 95 л.с.

Модификации

Трактор выпускался в базовой версии и в нескольких модифицированных версиях, что позволяло угодить всем нуждам народных хозяйств. Выпускались такие модификации, как:

Модификация МТЗ-50Х. Данная модель немного необычная на первый взгляд, так как имеет странную конструкцию: дорожный просвет значительно был увеличен по сравнению с базовым трактором, а вместо двух привычных колес передней оси, было установлено либо одно колесо, либо же два, но сильно сближенных. Такая модификация была разработана совместно Ташкентским тракторным заводом (ТТЗ) специально для работы на хлопководческих полях. В техническом плане изменений больше не было произведено.
Модификация МТЗ-50К (выпускаемая еще как Т-50К). Является крутосклонной колесной машиной, предназначенной для работы в горных местностях, так как обладает повышенной устойчивостью к неровностям, полученной за счет некоторых конструкционных изменений. Сборка этой модификации осуществлялась лишь в Тбилиси, а Минским тракторным заводом предоставлялись необходимые части и элементы конструкции.
Модификация МТЗ-50В (или же Т-50В). Представляет собой технику, предназначенную для работы в виноградниках. Отличительной чертой данной модификации от базового трактора является использование гусеничного шасси. Такое решение было принято неспроста, а в целях повышения маневренных качеств машины. К примеру, минимальный радиус поворота колесной модели занимал не менее двух метров, когда гусеничная способна совершить полный разворот прямо на месте. В виноградниках довольно стесненные условия работы, поэтому кроме МТЗ-50В для данной области не было подходящей техники.
Модификация МТЗ-50Р. Данная модель была разработана специально для работы на рисковых чеках. Это объясняется тем, что шасси у машины наполовину колесное, а наполовину гусеничное

Такая конструкция устойчиво держалась на поверхности грунта и, что самое важное в этой области, не наносила серьезных повреждений плодородному слою почвы, так как за счет большей площади сцепления грунтом получилось добиться понижения удельного давления на грунт. Остальные характеристики и оснащения полностью унаследованы от базовой версии трактора.
Модификация МТЗ-52Н

Эта машина уже относится к более новой модели, однако, основана на той же базе, соответственно, ее вполне можно назвать модифицированной версией МТЗ-50. Итак, основными отличиями данной модификации являются задние колеса уменьшенного диаметра и балочный передний мост вместо прежнего, портального. Благодаря этим изменениям был уменьшен дорожный просвет машины, в результате чего возросла устойчивость.

На этом серия модификаций заканчивается, но стоит также упомянуть об изменениях базовой модели, вносимых на протяжении всего производства:

В конце 60-х годов трактор получил прямоугольную решетку радиатора. На протяжении 70-х годов выпускалась машина с видоизмененной формой капота.

С конца 70-х годов и по окончанию серийного производства МТЗ-50 имел увеличенную каркасную кабину и стеклопластиковую крышу. Но это могло быть включено лишь в комплектацию, так как в период этого времени еще выпускались машины с привычной металлической кабиной.

Дополнительная информация

Описание трактора дает возможность сделать выводы о простоте его управления. С этой целью оператору необходимо занять свое рабочее место. Это закрытая одноместная кабина, которая имеет обширную площадь остекления, что обеспечивает водителю отличную видимость. При расположении оператора на своем кресле под его ногами находятся педали управления – правый и левый тормоз, муфта сцепления, блокировка дифференциала, управление подачей топлива.

По правую руку от оператора расположены рычаги, с помощью которых может включаться тормоз прицепа, переключаться передачи, управлять задним ВОМ. Здесь же располагается распределитель гидросистемы и гидроувеличитель сцепного веса. Кабина характеризуется наличием маховика регулирования давления подпора.

Рулевое колесо предназначается для управления поворотами трактора. На нем располагается выключатель звукового сигнала. С правой стороны от водителя располагается рукоятка, с помощью которой переключается указатель поворотов.

Кабина водителя оснащается приборным щитком с указателем давления масла, датчиком температуры, амперметром, лампой освещения индикаторов.

На лобовом стекле водительской кабины расположен стеклоочиститель, что обеспечивает хорошую видимость водителю в любую погоду. Для того чтобы обеспечить оптимальный микроклимат в кабине водителя расположен вентилятор. Управление ним осуществляется с помощью специально вмонтированного переключателя.

На потолке водительской кабины имеется плафон с лампой. С помощью этого осветительного прибора обеспечивается видимость в кабине в любое время суток.

Для того чтобы управлять работой трактора оператору необходимо воздействовать непосредственно на руль и педали. Тормоза техники выполнены по дисковому сухому типу. Местом их расположения являются ведущие шестерни конечных передач. Рулевое управление включает в свой состав и червячный редуктор, а также поперечную и продольную тягу, гидроусилитель и рычаги.

https://youtube.com/watch?v=bbzB4l0myAI

Для того чтобы снизить управляющие усилия, механизм на руле оснащается механическим усилителем, который выполнен по раздельно-агрегатному типу. Система характеризуется наличием шестеренчатого насоса, производительность которого составляет 14 литров в минуту. Исполнительным устройством является цилиндр, который имеет двойное действие.

Для того чтобы управлять работой гидроусилителя, вмонтирован однозолотниковый распределитель. Местом его расположения является ось червячного механизма.

Двигатель трактора характеризуется наличием счетчика моточасов и вентилятора, с помощью которого производится принудительный обдув радиатора.

Также он оснащается водяным насосом, термостатом, генератором. На двигателе имеется краник, через который при возникновении необходимости сливается охлаждающая жидкость. Запуск работы генератора осуществляется ремнем от шкива. Его устанавливают на коленчатый вал. С помощью данного устройства потребители снабжаются постоянным током.

Материалом производства корпуса трактора выступает сверхпрочный металл, что обеспечивает ему высокий уровень стойкости к повреждениям механического характера. Все металлические детали трактора покрыты специальной краской, что ограничивает возможность их поражения коррозией и другими негативными воздействиями окружающей среды.

Беларус является достаточно популярным не только в нашей стране, но и за ее пределами, что объясняется простотой его конструкции и управления. Обслуживать, а также управлять трактором сможет даже новичок.

Полезные свойства орехов

Двигатель

Трактор МТЗ-50 оснащался дизельным четырехцилиндровым мотором марки Д-50. Данная силовая установка была способна развить номинальную мощность в 40.45 киловатт или же в 55 лошадиных сил. Все цилиндры располагаются в ряд и обладают диаметром в 110 миллиметров. Суммарный объем всех цилиндров достигает отметки в 4750 кубических миллилитров. Максимальный крутящий момент составляет 23.2 ньютона на метр. Номинальная скорость вращения коленчатого вала составляет 1700 оборотов в минуту. Система охлаждения жидкостная. Способ смесеобразования вихревая камера. Запуск осуществляется либо электрическим стартером марки СТ-212 (мощностью в 4.5 лошадиные силы), либо же специальным бензиновым пусковым двигателем марки ПД-10У. Скорость вращения коленчатого вала двигателя ПД-10У составляет 3500 оборотов в минуту. Диаметр цилиндра составляет 72 миллиметра. Ход поршня составляет 85 миллиметров. Его рабочий объем обладает значением в 300 кубических миллилитров.

Эксплуатационный ресурс Д-50 до первого капитального ремонта рассчитан на 5000 моточасов. Масса силовой установки в сухом виде составляет 410 килограмм.

История модели

Создание модели связано с основанием Минского завода по выпуску тракторов. Предприятие основано в 46 году прошлого века, а в 48-ом в свет вышла первая продукция. Конструирование тихоходного МТЗ-50 началось в 56 году, одновременно с расчётом мотора, который планировали использовать на агрегате.

Трактор МТЗ-50 на гусеничном ходу:

Первые испытания модели проводились, начиная с 58 года. После государственного тестирования, учтены замечания и недоработки, а на базе главной модели создан трактор с полным приводом, маркировка МТЗ-52. Постановление Совета Министров гласило о, выпуске базового трактора в 61 году, трактора с полным приводом в 62 году. Ежегодный объём выпускаемой техники составлял 75000 единиц каждой модели.

Работы по использованию на тракторе МТЗ-50 полугусеничного хода проводились в 60 году прошлого века. Модификация с таким нововведением поставлялась коллективным хозяйствам по индивидуальным заказам. Использование гусениц благоприятно сказалось на характеристиках тяги и экономии топлива, за сет того, что масса трактора МТЗ 50 распределялась равномерно. В 63 году для хозяйств, выращивающих хлопок, разработана модель на 3-х колесах. Модификацию выпускали в Минске, но в 1977 сборку перенесли в Ташкент. Год 64-й ознаменовался выходом модели с полным приводом. Машина имела повышенную проходимость и потому быстро завоевала популярность, до 85 года, выпущено 1256000 изделий.

Трактор МТЗ-50 для сбора хлопка:

Орхидея белой цапли

Отличия МТЗ 80 от МТЗ 50

Кроме комплектации трактора МТЗ 80 боле мощным силовым агрегатом Д-240 в место Д -50 на МТЗ 50, отличий в облицовке машины и усовершенствованной эргономики трактор имеет некоторые конструктивные отличия в трансмиссии, в механизмах тормоза и привода независимого ВОМ.

  1. В конструкции промежуточной части трансмиссии в едином корпусе сцепления МТЗ 80 установлен понижающий редуктор обеспечивающий удваивание скоростей до 18 передач  вперёд и 4х — движения задним ходом. В МТЗ 50 этого редуктора нет. Также отсутствует редуктор для обеспечения двух скоростей вращения независимого ВОМ.
  2. Принципиально отличается механизм блокировки заднего моста. В МТЗ 80 применена гидравлическая система автоматического блокирования, взаимодействующая через гидродатчик в рулевой колонке ГУР с фрикционным тормозом на корпусе заднего моста.  При срабатывании датчика давление масла подаётся в диафрагменную камеру дискового тормоза блокировки. Своим торможением блокирование осуществляется через вал, взаимодействующий непосредственно с диффиренциалом. В МТЗ 50 блокировка осуществляется механическим включением кулачковой муфты, установленной непосредственно на внутреннем конце полуосей заднего моста трактора. При нажатии на педаль управления блокировки кулачковая муфта своим шлицевым вхождением соединяет две полуоси в одно целое, таким образом, блокируя распределение крутящего момента, созданное дифференциалом моста.
  3. В конструкции тормозов МТЗ 50 отсутствует барабан стояночного тормоза. Блокирование осуществляется так называемым — «горным тормозом». Включение осуществляется тягой управления  защёлкой, которая фиксирует сблокированные педали левого и правого тормоза в выжатом положении.
  4. На тракторе МТЗ 50 отсутствует пневмосистема, а также возможность её монтажа в виду не предусмотренного конструкцией дизеля Д-50 места для привода компрессора. При необходимости установки возможно переоборудовать дизель дополнительной установкой передней плиты Д-240 с местом для привода пневмоузла.

Не смотря на перечисленные отличия, как упоминалось выше, трактор МТЗ 50 имеет высокий процент взаимозаменяемости узлов и деталей с МТЗ 80, что даёт возможность модернизировать трактор повышая его эксплуатационные качества.

Технические характеристики

Техника относится к категории колесных пропашных тракторов. Разработан трактор на основе полурамной конструкции. Силовой каркас состоит из двух швеллеров, для соединения которых используют литый брус. Дизельный двигатель трактора располагается перед кабиной. Его защита от негативных воздействий окружающей среды обеспечивается благодаря наличию откидывающегося капота.

Техника имеет четырехцилиндровый дизельный двигатель, мощность которого составляет 60 лошадиных сил. Трактор мтз-50 имеет жидкостную систему охлаждения, в которой принудительно циркулируется антифриз или вода.

Техника имеет комбинированную систему смазки. К определенным узлам и агрегатам подача масла производится шестеренчатым насосом. В остальных случаях осуществляется применение разбрызгивания. Для очистки масла используется механический и центробежный фильтр.

Трактор имеет механическую коробку передач. Для удвоения режимов движения трактора осуществляется применение редуктора. Для управления данными механизмами осуществляется применение одного рычага. Установка ведущих задних колес осуществляется на ступицы. Они вращаются благодаря роликовым подшипникам. Полноприводная модификация трактора имеет раздаточную коробку.

Механическая схема трансмиссии имеет:

  • Однодисковую муфту сцепления, которая выполнена по замкнутому типу;
  • Блокировку дифференциала заднего моста;
  • Тормозную систему, которая имеет дисковый тип;
  • Девятиступенчатую коробку передач.

Полноприводная модификация трактора характеризуется наличием раздаточной коробки, с помощью которой производится передача усилий с задних колес на передние. С этой целью осуществляется задействование карданного вала.

Электрооборудование

Электрооборудование трактора МТЗ-50 состоит из следующих основных частей:

  • генератора;
  • стартера;
  • стартера пускового двигателя;
  • свечей накаливания;
  • системы зажигания.

Самая важная деталь электрооборудования – стартер. Он представляет собой обычный двигатель постоянного тока, возбуждение происходит последовательно.

Имеет следующие технические характеристики:

  • мощность – 4,5 л. с.;
  • номинальное напряжение на выходе – 12 В;
  • тормозной момент – 7 кг×м;
  • ток, потребляемый при торможении ротора – 1450 А;
  • при полной остановке ротора напряжение на клеммах составляет 7 В;
  • скорость вращения ротора на холостом ходу – 5 000 об/мин;
  • величина тока на холостом ходу – 120 А;
  • напряжение на выходных клеммах, на холостом ходу – 11,5 В.

Включение стартера осуществляется дистанционно. Для этого используется специальное электромагнитное реле тягового типа, которое устанавливается под корпусом стартера. Оно позволяет в автоматическом режиме отключать стартер после запуска двигателя.

Для разжигания топливной смеси используются специальные свечи накаливания. Они должны иметь такие технически характеристики:

  • максимальный рабочий ток – 50 А;
  • рабочее напряжение, подводимое к свече – 1,4 А;
  • сопротивление – 0,02 Ом.

Беларус-892.2, Беларус-920.2, Беларус-952.2

Характеристики 892.2 920.2 952.2 920.3 952.3
Двигатель Д-245.5 Д-243 Д-245.5 Д-245.43S2 Д-245.5S2
Экологический класс Stage 0 Stage II
Тип дизель с турбонаддувом дизель дизель с турбонаддувом дизель с турбонаддувом и интеркулером
Мощность, л.с. 89 81 89 84 95
Крутящий момент, Нм 397 298 397 398 451
Коэффициент запаса крутящего момента, % 15 25
Номинальная частота вращения, об/мин 1800 2200 1800
Масса, кг 4100 4200
Длинна/Ширина/Высота, мм 3970/1970/2850 4000/1970/2850
Коробка передач механическая синхронизированная механическая или синхронизированая
Передний мост балочный портальный или балочный

Цикорий — ценное лекарственное и пищевое растение

Характеристики трактора

Основой машины является полурамный остов, состоящий из боковых параллельных брусов и литой передней поперечной части. Остальную часть остова выполняют соединённые между собой литые корпуса механизмов трансмиссии: корпус сцепления, картер КПП и картер заднего моста. На полураме размещён силовой агрегат, соединённый через корпус сцепления с трансмиссией трактора.

 Характеристики силового агрегата


Двигатель Д-50 в сборе

Марка

Д-50 (со стартером) Д-50Л (с пусковым двигателем)

Тип

Четырёхтактный, четырёхцилиндровый дизельный

Мощность номинальная л.с

55

Максимальная мощность л.с

60

Рабочий ресурс до капитального ремонта мото-часов

5000

Номинальная частота вращения об/мин

1700

Диаметр цилиндра мм

110

Ход поршня мм

125

Степень сжатия

16

Общий рабочий объём цилиндров л.

4,75

Удельный расход топлива г/л.с в час

195

Порядок работы цилиндров

1-3-4-2

Топливный насос

УТН-5

Регулятор ТНВД

Всережимный центробежного типа

Форсунки

ФШ-6-2-25˚ штифтовая закрытого типа

Давление впрыска кгс/см²

130+5

Электростартер Д-50

СТ-212

Пусковой двигатель Д-50Л

ПД-10У

Генератор

Г 304-А1

Вес сухого дизеля Д-50 кг

410

Вес сухого дизеля Д-50Л кг

470

Давление масла в дизеле кгс/см²

2-3,5


Дизель Д-50 в сборе

 Заправки систем и узлов трактора

Наименование

Объём л

Топливный бак трактора

100

Топливный бак пускового двигателя ПД-10У

1,9

Система охлаждения МТЗ 50

20

Система охлаждения МТЗ 50Л

22

Система смазки дизеля

12

Корпуса трансмиссии

40

Корпус переднего моста

1,7

Корпус переднего бортового редуктора

1,7

Корпус верхней конической пары ПВМ

0,3

Промежуточная опора привода ПВМ

0,15

Корпус гидроусилителя руля

6

Гидросистема трактора

20,5

Картер ТНВД

0,2

 Электрическая система

Электропроводка трактора – однопроводная с напряжением в сети 12 вольт, отрицательный полюс соединён с массой трактора. Аккумуляторная батарея МТЗ 50(52) -3СТ 195 с напряжением 6 вольт и ёмкостью 195 А/ч расположены в отсеках под сиденьем водителя. В МТЗ 50Л(52Л) аккумуляторы 6-ТСТ 45 с напряжением 12 вольт и ёмкостью 45 А/ч.

 Гидросистема

Раздельно-агрегатная гидравлическая система трактора включает в себя:

  • Шестерёнчатый гидронасос НШ 32 установленный на корпусе гидробака  получает привод через промежуточную шестерню от ведущей шестерни привода ВОМ в промежуточной части трансмиссии. Включение привода осуществляется рычагом при введении в зацепление скользящей шестерни привода. Узел обеспечивает давление в системе 100 кгс/см² с производительностью 40 л/мин.
  • Распределитель Р75-В3А золотниково-клапанный с фиксацией в рабочих и плавающем положениях. Узел установлен на корпусе гидроузлов одновременно выполняющего функцию гидробака. Предохранительный клапан распределителя ограничивает давление в системе до 130 кгс/². Крайний правый рычаг устройства предназначен для управления гидроцилиндром навески трактора остальные два для работы с выносными цилиндрами в составе навесного или прицепного оборудования.
  • Гидроцилиндр навески двухстороннего действия с ходом штока 200мм, диаметром штока 75 мм и диаметром поршня 100 мм.
  • Гидроувеличитель сцепного веса – гидростатический с автоматическим поддержанием заданного давления оборудованный в своей системе пружинным гидроаккумулятором.


Схема управление гидронавесной системой

Исправная работа системы обеспечивает грузоподъёмность в 800 кг на вылете центра тяжести относительно оси задних колёс не более 1,5 м.

 Рулевое управление и гидровлическое усиление

Управление осуществляется передачей вращения от рулевого колеса на червяк, взаимодействующий с косозубым сектором. Передача осуществляется с передаточным числом 17,5. Механическая передача данной пары усиляется гидроусилителем. В состав отдельной гидросистемы усилителя руля входит:

  • Шестерёнчатый насос НШ-10Е левого вращения и производительностью 14 л/мин.,
  • Гидроцилиндр двухстороннего действия с диаметром поршня 90 мм с ходом от среднего положения 19,5мм,
  • Распределитель однозолотниковый следящего типа – размещённый на одной оси с червяком рулевого механизма, с рабочим ходом от нейтрального положения до полного перекрытия 6 мм.
  • Давление в системе ограничивается предохранительным клапаном в пределах 75 -80 кгс/смᶾ
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector