Как запрягают лошадь: подробная инструкция
Содержание:
Элементы и конструкция упряжки
Упряжь или сбруя – это снаряжение для лошади, состоящее из конструкции ремней, седла, хомута и т. д. Используется для того, чтобы облегчить процесс езды на лошади или для того, чтобы закрепить за ней телегу. Вероятно, первый прототип современной сбруи появился сразу же, как приручили первого дикого мустанга. Чтобы правильно направить тяговую силу лошади, необходимо знать, из чего состоит упряжь.
Недоуздок – это облегченный вариант уздечки. Состоит из ремней и используется, когда лошадь на пастбище или её нужно вести. Представляет собой два ремешка, которые охватывают голову лошади сверху и снизу, и кольцо, к которому крепится повод. Уздечка состоит из нескольких частей. Во рту лошади помещается удила – металлический стержень с двумя кольцами по краям. К этим кольцам крепится удило и конструкция ремней, которая фиксируется на голове. Снизу головы проходят два подбородочных ремня.
Подбородочный ремень, который ближе к шее, переходит в два ремня, называемых оголовьем. Один из ремней проходит перед ушами лошади, а другой за ними. Эти ремни позволяют уздечке не падать и поддерживают всю остальную конструкцию. Подбородочный ремень, который ближе к морде, закрепляется с помощью ремня капсюля (он располагается в нескольких сантиметров от удил). Щечные ремни соединяют удило и ремни оголовья.
Шоры – это небольшие пластины, предназначенные для ограничения обзора лошади и защиты глаз от мусора. Располагаются так, чтобы две трети пластины были ниже уровня глаза. Вожжи крепятся к удилам за кольца. Предназначены для управления лошадью. Всадник держится примерно за середину устройства.
Хомут – это элемент упряжи, который передаёт тягловую силу лошади телеге. Внешне выглядит как плотно прилегающее к телу кольцо на шее лошади. Его конструкция такова, что сила, прилагаемая лошадью, распределяется наиболее рационально. Кроме этого, он снижает вибрацию от телеги.
Хомут состоит из нескольких частей. Войлочная подкладка предназначена для того, чтобы снизить трение. Клещи. – это деревянная основа хомута. Состоит из двух деревянных частей, скрепленных одной стороной. Другую сторону связывают супонью уже после того, как наденут хомут на лошадь. Покрышка – верхняя часть хомута. Шлея – конструкция из ремней, которая помогает закрепить оглобли и не позволяет хомуту сдвигаться.
Оглобли – это конструкция из деревянных частей, которая соединяет лошадь с телегой. Внешне выглядит как две деревянные направляющие, иногда используют деревянную дугу. Оглобли крепятся к хомуту с помощью очень прочных петель из ремней. Гужи – ременные петли для фиксации оглобель. Должны иметь равную длину. Их крепят так, чтобы при движении лошади оглобли не смещались. С помощью тех же гуж к оглоблям крепится и дуга. Седёлка – это дополнительное крепление оглобель. Она представляет собой уплотненные ремни, которые протягиваются через круп коня и под ним.
Подпруга представляет собой фиксатор для седёлки и хомута. Обеспечивает стабильное положение хомута во время движения. Внешне выглядит как несколько ремней. Подпруга, седёлка, хомут и оглобли соединяются с помощью чересседельника. Выглядит как ремни съемной конструкции. С особо ретивыми лошадьми часто используют намордник или воротник. Намордник – пластиковый фиксатор морды лошади, закрепляемые несколькими ремнями.
Воротник – конусообразная конструкция, которая надевается на шею лошади и ограничивает ей обзор. Кроме приведенных выше, могут использоваться и другие предметы сбруи, более общего назначения.
История возникновения
Первая упряжь самых примитивных форм была изобретена человеком в то же время, что и первая повозка. По археологическим данным это произошло еще примерно за 2 тыс. лет до нашей эры
Значению сбруи и ее красоте впервые начали придавать внимание персы, которые использовали закрытые повозки с четверкой лошадей
Тогда стало важно смастерить такую упряжь, которая была бы и красивой, и позволяла бы равномерно распределить тягу
После, конные повозки появились в Героическую эпоху у греков. Тогда сбруя состояла из ярма, подпруги, грудного ремня, уздечки и вожжей. При этом, чем богаче был владелец повозки, тем красивее и ярче была упряжь. Во времена Римской империи широко распространились двухколесные колесницы. Они также могли похвастаться своей пышностью и нарядностью.
В Средние века расписная упряжь в драгоценных камнях утратила свою актуальность, так как повозки использовались исключительно, как грузовой рабочий транспорт. Однако уже после 1568 года после создания более удобных и легких экипажей, улучшилась и сбруя. Во времена расцвета карет она достигала пика своего развития. В те времена упряжь шилась, как на одиночную повозку, пару, четверку, шестерку и восьмерку.
Старинные украшения
Когда мы видим греческую колесницу или средневековый экипаж, то, конечно же, нас удивляют разные украшения сбруи. Например, наносник возник в раннее скифское время (VII век до н. э.) и был придуман для защиты лба и носа лошади от стрел. Начельник, который представляет собой бронзовую шапочку с пучком волос, возник впервые у аланов в VII веке. Однако пика популярности достиг в Римской империи.
А вот наши любимые бубенчики, которые вешаются главным образом на сбрую тройкам, так и не известно точно, когда и для чего были придуманы. Есть версия, что это были позывные сигналы и впервые были применены на российских землях. Другие историки утверждают, что бубенцы не позволяли заснуть извозчику на длительных дистанциях.
Развитие хомута – конская упряжь в истории
Приручение лошади произошло свыше 6-7 тысяч лет назад. Длительное время их применяли исключительно для верховой езды. Но во 2-3 тысячелетии до нашей эры появляется прообраз хомута – ошейник из кожи, плотно обхватывающий горло коня. Свидетельства о таких приспособлениях находят в различных культурах:
- юг Месопотамии – халдейские племена;
- минойская цивилизация на острове Крит;
- ассирийское царство, существовавшее на месте современного Ирака;
- древний Китай.
Ошейник выполнялся из полоски кожи, которая плотно охватывала шею коня (также существовали варианты с двойным ремнем – второй фиксировался за грудными конечностями, но основная нагрузка ложилась именно на шею). Чем сильнее лошадь тянула привязанный груз (телега, плуг), тем больше стягивался ошейник. Особенности строения лошади приводили к асфиксии. Поэтому длительное время основные работы выполняли волы.
Первые изменения в креплении телеги происходят ближе к новой эре – в 3-м веке до рождества Христова в центральной Азии появляется нагрудный ремень. Первопроходцами были китайцы. Особенности крепления позволяли перенести тягу на грудину, то есть на костный аппарат, а не на мышцы. Такая конструкция практически полностью использовала силовые возможности лошади, не нарушая ее производительности. Подобные конструкции появились в Европе лишь в 6-7 веке.
Когда европейцы еще не пришли к использованию нагрудного ремня, в Китае уже появляется первый хомут – изображения его сохранившихся образцов датируются 2-3-м тысячелетием нашей эры. Изображаемые на картинах древние китайские хомуты имеют овальную форму с мягкими подкладками. В европейские государства хомут пришел в 10-м веке. Стоит отметить, что первыми лошадей стали запрягать скандинавские племена, а в южных регионах продолжали использовать волов.
Что из себя представляет упряжь
В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.
Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.
Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.
Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.
Так как чаще всего сбрую создают из особых видов мягкой сыромятной кожи, то за ней нужно по-особому ухаживать. Так, после окончания поездки, пропитанную потом упряжь следует повесить на специально отведённую для неё вешалку либо на деревянный костыль в сухом и проветриваемом месте. После окончания сушки все шлеи и сами ремни нужно смазывать техническим жиром либо маслом.
Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.
Этапы запрягания
Перед тем как непосредственно облачать коня в сбрую, нужно его осмотреть и почистить. Осмотр производится на предмет ран и натёртых сбруей мест на теле коня. Чистка же производится для того, чтобы пыль и инородные предметы, смешиваясь, потом не втирались в шерсть коня. Это может вызвать заболевания и гниение. Перед тем как начать запрягать коня, необходимо осмотреть и саму сбрую. Не должно быть надорванных ремней, деревянные части должны быть исправны.
Гужи рекомендуется смазывать дёгтем, особенно зимой.
Заранее надеваем шлею на хомут. Запрягать лошадь мы начинаем с того, что надеваем уздечку (предварительно сняв недоуздок). Сначала своё место занимают ремни оголовья, затем вставляется удило, после чего закрепляется капсюльный ремень (он должен оставаться довольно свободным, чтобы не причинять дискомфорт лошади).
Далее мы закрепляем седёлку и подпругу. Делаем это так, чтобы ремни оказались чуть дальше передних ног. Седёлка должна оказаться строго на холке.
Надеваем хомут и шлею. Хомут мы надеваем перевёрнутым (раздвигающиеся части, которые мы впоследствии будем связывать, должны быть наверху). Переворачиваем его уже на шее лошади и закрепляем с помощью супони. Далее приводим в надлежащее положение ремни шлеи и закрепляем их с помощью пряжек.
Крепим оглобли. Это можно сделать несколькими способами: если кобыла неопытна в общении с людьми, то лучше подкатить телегу сзади так, чтобы оглобли оказались по разные стороны от лошади. Более опытную лошадь можно заставить «зайти» в оглобли задним ходом или переступить через одну из них. Чтобы закрепить оглоблю, встаньте напротив лошади, поднимите её до уровня передней ноги. Отрегулируйте гужи с обеих сторон. Теперь займите более удобное для себя положение и зафиксируйте оглоблю с помощью гужи. Проделайте это и с другой стороны.
Далее прикрепите оглобли к хомуту. Если планируете использовать арку, то она должна быть прикреплена к оглоблям с внутренней стороны. Фиксируют арку теми же ремнями, что и хомут с оглоблями (супонью).
Порядок распряжки коня несколько отличается. Отвязываем вожжи и снимаем узду. Отвязываем оглобли. Освобождаем коня от ремней шлеи. Развязываем супонь, снимаем дугу и хомут. Снимаем седёлку и подпругу. После чего животное снова моют. Если это происходит зимой, то накрывают попоной. Процесс запряжки лошади довольно сложный. Для того, чтобы научиться делать это быстро, потребуется много времени.
История появления
Первая сбруя появилась около 5,5 тысяч лет назад на землях нынешнего Казахстана в тех местах, где предпринимались первые попытки человека укротить степных лошадей. Доказательствами служат найденные в этих местах части первобытного снаряжения — уже тогда человек начал думать, как одомашнить это животное и использовать его мощь для помощи в охоте и быту.
Самые ранние хорошо сохранившиеся части упряжи найдены на Алтае, где во времена железного века существовала Пазырыкская культура. В те времена делались удивительно красивые сбруи с войлочными и кожаными элементами, украшенными сохранившимися металлическими элементами. Сбруи изготавливались мастерами, которые хранили свои секреты и передавали их только потомкам или приближенным ученикам.
Виды упряжи
Упряжь необходима, чтобы обеспечить удобство не только наезднику, но и животному. Хозяин показывает, что он в паре доминант, сбруя позволяет легко управлять лошадью, без дополнительного принуждения, животное находится под контролем.
В составе упряжи могут быть шоры на глазах, иногда они отсутствуют, все зависит от того, как именно используется животное. Во время соревнований этот аксессуар имеет особое значение, поскольку помогает лошади сосредоточиться на выполнении поставленной задачи.
Вожжи, подпруга и другие элементы подбираются индивидуально. Чаще хозяин учитывает индивидуальные особенности коня и другие факторы. Конное снаряжение имеет свою классификацию, к примеру, есть упряжь для работы в поле, спорта и состязаний или организации повозки.
Если принимать во внимание количество впрягаемых лошадей, то упряжь может быть:
- одиночной;
- парной;
- многолошадной, когда в одной связке идет от 3 до 8 коней.
Способ запряжки также является определяющим фактором и составляет отдельную классификацию.
Одноконно-дуговой. Несложно догадаться, что в упряжь ставится только одно животное. В конструкции применяется деревянная дуга, а кроме того, гужевое облачение.
Правильное устройство хомута
Стандартный современный хомут состоит из трех основных частей:
Также в устройство хомута входят гужи, если будут применяться оглобли в упряжке либо гужевые мочки – для телег с постромками. Размеры хомута определяются клещами, которые должны точно соответствовать форме шеи лошади. За соотношением размеров хомута и лошади нужно следить – при наборе массы или истощении нужно провести изменение хомута.
Расстояние от верхней до нижней точки хомута называется его длиной. Различают нормальные, длинные и короткие хомуты. Короткий хомут будет сдавливать шею, нарушая акт дыхания, а длинные модели опускаются низко, затрудняя движение.
Для изготовления клещей желательно применять древесину прикорневой части берез, вяза или клена. Также можно использовать другие породы древесины, но всегда нужно следить за положением волокон – вдоль клещей. Сейчас часто можно встретить клещи из многослойной фанеры. Это доступный, дешевый материал, но он совершенно не терпит влагу, поэтому приходится придумывать различные способы защиты от дождя. В нижней точке клещи соединяются разборно, чтобы иметь возможность надеть хомут на шею лошади и немного подправить размер.
Деревянные клещи хомута, даже идеально подобранные, давят на мягкие ткани и врезаются в них.
Используют специальную подкладку, называемую хомутиной. Она представляет собой кожаный чехол, наполненный соломой. Реже применяют войлок, шерсть и другие наполнители. Соломенный жгут нужно плотно обтягивать кожей толщиной 1-2 мм (либо плотно набивать войлоком). С клещами хомутина сбивается гвоздями, при этом нижний край подкладки должен размещаться выше клещей на 5 см, чтобы предупредить натирание шеи.
На границе нижней и средней трети клещей на их внешней поверхности прикрепляются гужи. Это кожаные ленты, в которых будут фиксироваться оглобли. Для гужей можно использовать свиную и коровью кожу, нарезанную на ленты в 9-12 см. Сейчас часто применяют резину и другие искусственные материалы. Кроме фиксации гужи выполняют функцию амортизации, смягчая толчки повозки, передающиеся на упряжь.
Седелка не является частью хомута, но считается важным дополняющим его элементом. Ее функция – передавать вес давящего хомута с шеи на спину. Чаще применяют горбатую седелку, подходящую для нормальной спины, также используют стоячие и плоские типы для лошадей с особенностями конфигурации спины.
Раздвижная модель
Хомут должен идеально подходить по размерам лошади, тогда не будет чрезмерного давления на шею и плечи, а работоспособность будет на высоком уровне. В правильном положении хомут опирается на границу шеи и холки, боковые ветви лежат на мускулатуре шеи, лопатках, а нижняя поверхность расположена у основания шеи. Добиться правильного положения хомута можно лишь наличием определенной модели, но имеется вариант – раздвижной тип. Существует несколько раздвижных моделей, но их устройство обычно однотипно. В отличие от обычных вариантов клещи у них в верхней части не соединены, а представлены парой симметричных половинок. Хомутина также съемная и закрепляется ремнями в нижней и средней части. Верх клещей связывается ремнями – степенью натяга регулируется размер хомута.
Регулировке поддаются и гужи, чтобы можно было использовать оглобли для различной сельскохозяйственной техники. Кольца можно сместить вперед или назад, расширить и зафиксировать колышком. Устройство позволяет применять после небольшой доработки хомут и с оглоблями, и с постромочной упряжью.
Как выбрать качественную амуницию для лошади
Сбруя постоянно находится в контакте с кожей животного, поэтому очень важно, чтобы она создавала минимум дискомфорта для него. Обычно её изготавливают из кожи (бычьей или телячьей), что позволяется быть ей прочной и эластичной
Начнём выбор амуниции с уздечки. Для рысаков, да и прочих пород её чаще всего изготавливают из сыромятной кожи, что позволяет ей хорошо тянуться, но не рваться. Уздечки имеют линейку размеров. По конструкции они бывают «дутые» (на налобнике и на наносном ремне нашита дополнительная полоска кожи или резинка, обшитые кожей другого цвета, чтобы было красиво) и «круглые» (сделаны из двойной прошитой кожи). На этот момент обращать особого внимания не нужно, он носит скорее декоративный характер. Главное, чтобы кожа была качественная, имела «клеймо» производителя, этикетку, ровные швы, а все элементы были пришиты равномерно.
Это же нужно учитывать и при выборе других составляющих упряжи, таких как повод и подпруга. Выбирая повод, нужно помнить, что они бывают из кожи, резины и тесьмы. Первые долговечны, только если верх не глянцевый, вторые же сложно выбрать качественные, так как под резиновым верхом часто отсутствует цельная кожаная вставка. Если повезёт выбрать оригинал, то будут весьма удобны. Тесьмяные, особенно импортные, удобны в уходе и служат дольше двух предыдущих вариантов.
Подпруги могут быть изготовлены из натуральной и искусственной кожи, синтетических материалов: главное, чтобы этот элемент амуниции был прочным, но в то же время эластичным. Это нужно для того, чтобы он хорошо фиксировал седло на спине лошади и в то же время не мешал бокам коня вздыматься и опускаться при дыхании.
Тип седла зависит от того, какие цели вы ставите перед собой. Универсальное или многофункциональное лучше не брать, так как для каждого вида езды должно быть своё седло. К примеру, если планируется длительная езда верхом, то лучше всего подойдёт седло «вестерн» (ковбойское), имеющее дополнительные смягчающие вставки. В английском же седле лошадь может находиться не дольше 2–3 часов. Также седло должно быть индивидуальным под каждого коня, так как строение спины у животных разнится.
При выборе тензелей и стремян отдавайте предпочтение металлу, так как это более долговечный материал по сравнению с пластиком и резиной. Стремена подбираются индивидуально под каждого наездника. Ширину стремени выбирайте на 20–25 мм больше ширины вашей обуви, так как нога должна свободно входить в петлю и выходить из неё. Хорошо, если стремена имеют резиновую вставку, которая не позволит соскользнуть ноге.
Кратко о том, из чего состоит упряжка
Упряжь для животного подбирается на индивидуальном уровне – она не должна создавать болевые и дискомфортные ощущения. Вмещает в себя несколько элементов, которые исполняют определенные функции.
Уздечка
Это сложнейшая конструкция, состоящая из нескольких деталей:
- На изгибе ротовой полости коня устанавливаются удила. Это стержень из металла, по краям которого находятся кольца.
- От колец идет подборочный ремешок, расположенный в области подбородка. Данные поводья довольно длинные, поэтому их середина всегда располагается у наездника в руках.
- Уздечка держится за счет оголовья (два ремня, проходящие спереди и сзади ушей).
Недоуздок
Этот элемент выполняет функцию уздечки, но только в том случае, когда лошадь находится в распряженном виде. Недоуздок представляет собой ремень, охватывающий морду животного внизу и вверху.
К нижней части крепится кольцо, на которое устанавливается поводок. В момент запряжки недоуздок снимается.
Шоры
Основное назначение шор – ограничение обзора лошади по сторонам. Они устанавливаются на внешнюю сторону глаз так, чтобы их расположение было немного ниже уровня зрительных аппаратов.
Прикрепляются посредством держателей
Особенно важно использовать шоры, когда конь передвигается по автомагистрали. Это снижает риск испуга животного
Вожжи
При помощи вожжевых деталей осуществляется управление лошадью. Они закрепляются к удилам, удерживаются возницей.
Хомут
Хомут запрягается только в том случае, если лошадь должна тянуть воз, так как главным предназначением элемента является передача тяговой силы от коня тележке.
Сделан хомут из таких деталей:
- Прочнейшие 2 элемента (деревянные клещи), которые скрепляются между собой снизу. Надеваются на голову коня. Для этого раздвигается нижняя зона, после соединяется при помощи супони.
- Чтобы деревянные клещи не натирали тело животного, под них укладывается хомутина (подкладка), сделанная из эластичной и мягкой ткани.
- К хомуту крепится шлея, состоящая из ремешков, охватывающих туловище лошади в различных направлениях. Место расположения: 2 шлеи по бокам, одна – по верхней поверхности лошадиного крупа, еще две – по вертикали. Это необходимо, чтобы хомут не смещался при непредвиденных ситуациях.
Хомут должен прилегать к телу достаточно плотно, но так, чтобы конь мог беспрепятственно дышать. При помощи этого элемента сила животного используется наиболее эффективно, а также отсутствует вибрация при движении телеги на неровной поверхности.
Оглобли
Это деревянные направляющие, которые крепятся к вертикальным дугам в виде полукруга. Оглобли напрямую взаимосвязаны с хомутом.
Гужи
Гужи представляют собой ременные петли, которые подвязывают оглобли к хомуту. Благодаря гужам обеспечивается точное положение оглоблей (исключается отклонение по сторонам), поэтому длина должна быть одинаковой.
Специалисты настоятельно рекомендуют смазывать гужевые детали дегтем, что не даст возможности влажности накапливаться в них (из-за чего они разрушаются).
Седёлка и подпруга
Седёлка
При помощи подпруги и седёлки закрепляется оглобель. Используется ремень повышенной прочности, который проходит через кольца (по нижней и верхней части крупа) и подвязывается к 2-ум оглоблям.
Данный элемент располагают по туловищу через кольца ‒ сверху, снизу, по бокам. Вверху обязательно подкладывается мягкая войлочная ткань для снижения трения. После крепления седёлки подпруга затягивается снизу.
Намордник и воротник
Воротник
Указанные элементы применяются только в случае необходимости. Обычный намордник надевают на морду лошади спереди, после чего крепят ремнем, расположенным за ушами.
Воротник крепят к шейной области коня, после чего расширяют по переднему направлению. При этом животное не сможет смотреть по сторонам.