Орудия труда крестьян (восточных славян) 17-20 веков

Славянские земледельческие обряды.

  1. Святочные земледельческие обряды. В первую неделю святок соблюдался пост, во вторую неделю люди гадали. Длились святки с 7 по 19 января.

  2. Масленичные обряды. Проводились такие обряды в конце зимы на Масленицу с 21 марта, это день весеннего равноденствия. Славяне первый блин выносили во двор и клали на землю. Это был дар богам Весне и Яриле. Благодаря этому, солнце быстрее и сильнее прогревало поля.
  3. Очистительные обряды. Считалось, что за зиму собиралось много нечести, и от нее надо было избавляться. Сначала люди мыли жилища и себя, собирали весь мусор и жгли его во дворах, дым от костров должен был отгонять злых духов. Затем поля посыпались золой от этих костров. Неудивительно, что они получали хороший урожай от этого обряда, ведь зола отличное удобрение. По краям поля располагали ветки вербы, так как для древних крестьян это было священное растение, потому что верба давала первые почки раньше других растений.
  4. Красная горка. Весной все расцветало, прилетали птицы, светило солнце. Первая травка появлялась на полях и холмах, и это создавало определенный контраст. Отсюда и название «Красная горка», красная значит красивая. Посевы обкатывали яйцом, читали заговоры и посыпали костной мукой. Мука должна была предохранить будущий урожай от града. Яйцо зарывали на поле, как символ плодородия.
  5. Жертвоприношения. Язычники считали землю живой, она была их божеством, и они думали, что при пахоте причиняют ей боль. Поэтому землю нужно было задобрить. Для этого в борозды вставляли хлеб, а после окончания посевной, обходили поля с кушаньями и брагой и устраивали пир. Ранняя весна ассоциировалась с возвращением птиц, поэтому славяне ловили птицу, как символ весны, и съедали ее. Считалось, что, таким образом, лучше всего можно было воспользоваться силами весны.
  6. Колосяница. Девушки брали еду и шли к березе, устраивали вокруг нее пир, пели песни, водили хороводы. Считали, что береза обладает силой плодородия, и хотели применить ее силу на полях.
  7. Обряды, посвященные божествам Купале и Яриле. Когда приходило время жатвы разжигались костры и поля обходили, читая заговоры. Это делалось в честь Купалы, который считался богом изобилия и урожая. Костры были призваны отогнать от уже созревших плодов злых духов. Бог Ярило, считался богом солнца, а солнце имело огромное значение для древних славян и благодаря ему всходили посевы.
  8. Жатвенные праздники зажинки (начало жатвы) и дожинки(конец жатвы). В это время изгоняли злых духов. Торжественно пекли хлеб из первого и последнего снопа урожая. Зерна хранили дома и смешивали с землей во время следующего посева.

В 21 веке такие обряды стали пережитком прошлого, а для возделывания больших территорий используются специальные машины. Тем не менее, нельзя умалять труда наших предков, ведь это они нам дали начало для разработки современной техники. А старинные славянские праздники соблюдаются и по сию пору, просто ради веселья и как дань традициям нашей истории.

Еще больше славянских обрядов здесь

Отличие от косули и лося

Невзирая на внешнюю схожесть косули и лося с оленями, у них есть множество отличий.

Лось отличается такими признаками:

  1. Холка в виде горба.
  2. Довольно тонкие и длинные конечности, сильно контрастирующие с массивным туловищем, в отличие от оленей.
  3. Массивная верхняя губа, которая частично закрывает нижнюю.
  4. Горбоносая, грубоватая и крупная голова.
  5. Заостренные копыта.
  6. Кожистый нарост под гортанью, называемый «серьга».
  7. Более грубый шерстный покров.
  8. Большие развесистые рога, похожие на соху, из-за этого их не редко называют сохатыми.
  9. Лоси всю жизнь верны одному партнеру, в отличие от многих остальных подвидов оленевых.

Отличие косуль от оленей:

  • Более вертикальное развитие рогов, которые имеют острые концы.
  • Не ярко выражен половой диморфизм: самки незначительно меньше самцов.
  • Самки косули могут задерживать беременность до полугода, чтобы родить потомство в более благоприятных погодных условиях.
  • Летом косули ведут семейный либо одиночный образ жизни, но в зимнее время создают стада из 12−17 особей.
  • Голова косули намного крупней, короче и не такая изящная по форме.

Образ жизни

Многие подвиды, которые обитают в северных регионах, являются кочевниками. В летнее время они находят пищу на лесных полянах, а зимой уходят в чащу, поскольку здесь легче отыскать участки, которые не сильно засыпаны снежным покровом, это облегчает поиск еды и помогает быстрей перемещаться при бегстве от хищников.

Вопреки устойчивому стереотипу в представлении оленя, как отважного животного, многие из них имеют пугливый характер. Они не позволяют приблизиться к себе на близкое расстояние, а громкий звук может обратить в бегство целое стадо

Также среди разных подвидов часто встречаются агрессивные особи. Даже у оленят игры молодняка больше похоже не на невинное развлечение детей, а на настоящую драку.

Однако, невзирая на агрессивность к соперникам, взрослые особи даже при ожесточенных схватках не часто причиняют друг другу сильные ранения. Как правило, бои ограничиваются или столкновением рогами, или напоминанием бокса, когда самцы, встав на задние конечности, бьются передними ногами.

Интересный факт: Но вот особи женского пола на самом деле проявляют отвагу, если это касается защиты детенышей. Самка без колебаний кинется на хищника, напавшего на олененка.

Чаще всего олени проживают маленькими стадами по 4−7 особей. Причем за каждой группой закреплена своя территория, которую они защищают от чужаков. Чтобы обозначить границу владений, животные помечают участки специальными железами, находящимися между пальцами на ногах.

Животные, которые живут в горах, с наступление заморозков спускаются ниже с высокогорных лесов: в места, в которых меньше снега. Причем первыми на зимовку уходят самки с детенышами, а самцы присоединяются позже.

Так как в естественной среде у оленей множество врагов, то они научились довольно быстро бегать. К примеру, убегающий от волков североамериканский олень или дикая лань (подвид оленевых) могут развивать скорость около 65 км/ч.

Статус и популяция

Невзирая на то, что олени с легкостью могут приспособиться к любым условиям, и сегодня они проживают практически на всей планете, определенные виды на грани исчезновения. Среди них нужно выделить:

  1. Уязвимые разновидности: барасинга, индийские замбары, беломордый, гривистый и филиппинский олень.
  2. Вымирающие виды: филиппинский пятнистый, олень-лира.

При этом пятнистый и благородный олень вызывает меньше всего опасений. Их популяция увеличивается, а ареал проживания охватывает практически весь земной шар. Посчитать их примерное количество очень сложно. Но можно смело утверждать, что вымирание им не угрожает.

Интересный факт относительно редких, и особенно вымирающих разновидностей, — снижение их популяции для начала обусловлено тем, что практически все они — эндемики, которые населяют очень ограниченную местность, к примеру, некоторые потерянные в океане острова.

Примечания

  1. .
  2. Зворыкин А. А. и др. История техники. М., 1962. С.37
  3. Клюсс Г. А. Плуг, землеобработное орудие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Карпенко Н. А., Зеленев А. А., Сельскохозяйственные машины, Москва, 1968
  5. Ю. Краснов. Ранняя история сохи. «Советская археология», № 1, 1986 г.
  6. Соха (сельскохозяйственное орудие) / Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
  7. Андюсев Б. Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX — начала XX вв.: Учебное пособие для учащихся и студентов. Изд. 2-е, испр. и дополн. — Красноярск: РИО КГПУ, 2003. — 336 с. ISBN 5-85981-049-0
  8. Индоевропейская мифопоэтическая традиция нередко отождествляла человека и землю. К примеру, во многих индоевропейских языках семена растений и мужское семя обозначаются одним словом, равно как и рождение у человека и у земли, в отличие от животных (земля обладает плодородием и рождает урожай, женщина рожает, а животное котится; человек, земля и природа умирают, а животное издыхает).

Виды и названия

К семейству относится три подсемейства, где находится 51 вид. Если рассматривать разновидности настоящих оленей, то основные из них следующие:

  1. Северный сибирский олень (карибу). Животное обитает в тундре, причем рога имеют и самки, и самцы. При помощью них они расчищают снег, чтобы добраться до лишайников и ягеля. Кроме того, это единственный класс оленей, который может питаться мясной пищей, как правило, мелкими грызунами.
  2. Благородный олень (при этом вид делится на следующие подвиды: вапити, изюбрь, марал). Красивейший представитель оленьих. Под хвостом находится белое пятно. Рога характеризуются большой ветвистостью. Обитает по широкому географическому ареалу, от Европы до Австралии.
  3. Пуду — самый маленький вид. В роду выделяют только несколько разновидностей: северный и южный пуду. Имеет короткую густую шерсть коричневато-бурого цвета, морда и спина чуть темнее, а в некоторых случаях — практически черные.
  4. Водяной или безрогий олень. Также является одним из самых маленьких видов. Обитает в лесах Корейского полуострова и Китая. Это великолепный пловец, который может преодолевать дистанции по 2−3 км.
  5. Цейлонский пятнистый олень является подвидом аксиса. Проживает лишь на Шри-Ланке. Животные активны в основном рано с утра и поздно вечером, но около водопоев можно встретить в любое время дня. Питаются травой, плодами и листвой. В стаде может находиться до 120 особей.
  6. У хохлатого оленя на голове находится черно-коричневый хохолок, от этого и название. Отличительная особенность — не ветвистые и очень короткие рога. Обитает в лесах Азии.

Секреты науки геометрии

Для многих аграриев вопрос касаемо того, как правильно выбрать плуг, сводится к простому — чем больше, тем лучше. Речь здесь идёт о ширине и других геометрических параметрах корпусов. Если говорить о полях с площадью порядка 80–100 га, то 9 стандартных корпусов плуга — куда более эффективное решение, чем использование сразу 12 корпусов. Причина этого предельно проста — за счёт более длительных разворотов затраченное на работу время возрастает, как и расход топлива, что само по себе нецелесообразно с точки зрения экономии.

Если свести все к более простым показателям, то для действительно больших полей подойдут широкие захваты в 12 корпусов, для маленьких будет достаточно 3–4, а для большинства хозяйств со средними размерами полей — 6–8 корпусов

Помимо количества, важно также учитывать возможность регулировки ширины захвата. В моделях плугов, где такая функция доступна, стандартный размер изменения ширины составляет 5 см, что считается общепринятым стандартом

Более современные модели с гидравлической регулировкой ширины захвата «не страдают» подобными ограничениями и их можно настроить любым удобным образом. Выбирать подобные решения стоит в том случае, когда одной и той же техникой приходится обрабатывать поля с разной почвой или же выращиваемой культурой с определёнными требованиями к обработке.

В духовной культуре

В религии и мифологии

В земледельческих культурах плуг или соха имеют культовое значение, поскольку участвуют в календарных обрядах — например, «первой борозды». В мифологических представлениях плуг нередко приобретает фаллическую символику, поскольку «оплодотворяет» Мать-Землю. С этим связан и тот факт, что пашут и сеют в традиционном обществе обычно мужчины, как носители оплодотворяющего начала.

У восточных славян и на Балканах во время Зимних Святок (в Крещенский, а с XVIII века — в Васильев вечер) проводился обряд «кликанья плуги». Он заключался в шествии с плугом, его величании и даже заклинании, а также в инсценировке пахоты и сева. Этот обряд, базировавшийся на магии подобия и магии «первого дня», должен был обеспечить в наступающем году плодотворную обрабоку земли и обильные всходы.

У многих земледельческих народов известен ритуал опахивания. Он основывается на ассоциации борозды, проведённой плугом, с границей, отделяющей освоенное, окультуренное пространство от хаоса внешней окружающей среды.

В мифологиях земледельческих народов имеют место персонажи, родившиеся из борозды, проведенной плугом. Согласно «Рамаяне», богиня Сита (др.-инд. Sītā «борозда») родилась из борозды, которую провёл плугом её отец Джанака, опахивая место для жертвоприношения. По преданиям этрусков, из борозды на поле вблизи Тарквиний родился Тагес — мальчик с умом старца.

В геральдике

Плуг и молот, внутри красной звезды, эмблемы РККА

Плуг используется как эмблема земледелия и как символ новой жизни. В первые годы существования Советской России плуг употреблялся как эмблема трудового крестьянства и одно время изображался с молотом, пока его в этом качестве не вытеснил серп. Плуг также был изображён на советских монетах достоинством в 1 рубль и полтинник в 1920-е годы; силуэт плуга также изображался на ордене Красного Знамени и на медалях в некоторых странах Восточной Европы (например, в Чехословакии в 1948—1989 гг.).

Как эмблема новой жизни, плуг использовался в конце XVIII — начале XIX века в Северной Америке, а в нынешнее время изображен на государственном гербе Либерии.

Также в настоящее время изображён на государственных печатях штатов США Пенсильвания, Орегон, Оклахома, Северная Дакота, Невада, Монтана и Миннесота.

Изображение плуга присутствует на гербе Петах-Тиквы.

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда земледельца.

  1. Серп. Это орудие труда использовалось для сбора зерновых культур. Сбор такого урожая называли, жатва. Состоял из стального, закруглённого как месяц, тонкого лезвия и короткой деревянной рукоятки.

  2. Коса. Коса – это сельскохозяйственный инструмент для скашивания травы. Имеет длинный и острый нож, немного загнутый внутрь состоящий из стали. Рукоять у косы длинная, выполненная из дерева.
  3. Мотыга. Сейчас это орудие называется тяпкой. Имеет длинную деревянную ручку и налопатник, расположенный перпендикулярно к рукояти. Налопатник был квадратной формы и выполнен из прочного металла. Ее использовали для обрубания сорняков прямо под корень, говоря по – другому для прополки. Для работы в твердой почве использовалась киркомотыга.
  4. Плуг. Плуг был незаменим для вспашки земли. Плуг служил для того, чтобы перевернуть верхний слой почвы. Чаще всего его делали из металла. Первоначально плуг тащили на себе сами земледельцы, позже для этого стали использовать лошадей.
  5. Соха. Орудие для пахоты. Соха состояла из толстой длинной деревянной доски с двумя металлическими зубьями по краям. Рабочая деревянная часть сохи называлась рассохой, а железные зубья сошниками. Соха крепилась к оглоблям, в которые впрягали лошадь. Это орудие несколько похоже на плуг, но соха не переворачивает землю, а сдвигает ее в сторону.
  6. Заступ. Устройство похожее на современную лопату на Руси называлось заступом, сейчас такое слово устарело, но лопата продолжает существовать и использоваться в сельском хозяйстве, по сей день. Ранее заступ был полностью деревянным, имея только металлический наконечник. Позже к деревянной длинной ручке, которая зовется черенком, стали крепить полностью железную, заостренную копательную часть. Это название образовалось от слова заступать, наступать ногой.
  7. Грабли. Грабли использовались и используются даже сегодня, для разбивания комьев уже вспаханной земли. С помощью этого орудия собирались из обработанной почвы сорняки и другие ненужные предметы, а также сгребалась в одну часть скошенная трава. Состояли древнерусские грабли из деревянного бруска, который назывался хребет. В хребте проделывались отверстия, в которые вставлялись железные зубья. К этой основе крепилась длинная деревянная рукоять. В Древней Руси грабли были ручными или конными, в современном мире имеются грабли для трактора. Кстати, столь популярное выражение «наступить на грабли» означает совершить глупую ошибку, так как если наступить на хребет граблей можно получить рукоятью в лоб.
  8. Вилы. Это земледельческое приспособление, применяющееся в сборе и погрузке сена. Так же данный инструмент использовался для проколов почвы, с помощью чего усиливалось ее снабжения кислородом. Вилы состоят из металлической колющей части, с несколькими зубьями (от трех до семи штук) и длинной деревянной рукоятки. Кстати, в христианской мифологии вилы считались инструментом Дьявола и чертей, использовались для пыток грешников в аду. Вышло это поверие из, дошедших до первых христиан изображений античных богов, Нептуна или Посейдона, которые воспринимались, как Дьявол, а трезубец как вилы. У древних славян язычников подобных ассоциаций не было, и вилы воспринимались, исключительно, как орудие труда.
  9. Цеп. Цеп – это связанные между собой две палки, которые имели подвижность, первая длинная палка являлась рукоятью, а вторая короткая – молотилом. Такое приспособление использовали для обмола зерна или отделения зерен от плевел. Это орудие применялось не только в Древней Руси. Кстати, на основе цепа появилось военное оружие ближнего боя – булава или боевой цеп, и знаменитое японское холодное оружие – нунчаки.
  10. Борона. Борона применялась при подсечно-огневой системе земледелия, помогала избежать высыхания земли и собирать сорняки. Создавалась из дерева.

Так как в эпоху Древней Руси люди были язычниками, то огромную часть их жизни занимали обряды и ритуалы. Не обошли стороной эти традиции и земледелие. Славяне верили, что проведение обрядов помогало задобрить богов, и гарантировало им хороший урожай. Ритуалы проводились, как правило, в дни весенних праздников.

История

Очень старое обозначение единицы оклада. Татары брали дань с действительной сохи, как земледельческого орудия при двух-трёх лошадях. В конце XV века новгородская соха равнялась 3 обжам. Московская (или большая) соха — 10 новгородским и являлась податным округом разных размеров в различных районах государства.

В 1550 году была установлена новая податная единица, сохранившая старое название «соха». Сохой стали называть определённое количество распаханной земли. Соха делилась на четверти примерно равные 2731,35 м² = 0,273135 га.

Выделялось несколько видов сохи:

  1. служи́лая — 800 четвертей лучшей земли;
  2. церко́вная — 600 четвертей лучшей земли;
  3. чёрная — 400 четвертей лучшей земли.

Земли похуже считалось в сохе больше. По этому различию сох видно, что тяжесть обложения падала на «чёрные сохи», то есть крестьянские, которые при одинаковом качестве земли были обложены вдвое больше служилых и в полтора раза больше церковных. Четверть или четь — это пространство земли, засеянное четвертью ржи т.е. мерой объема равной 209,66 литра (согласно статье Русская система мер). Сеяли тогда так, что пространство земли, засеянное двумя четвертями зерна, равнялось десятине.

Чтобы узнать, сколько сох во всём государстве, была устроена перепись и измерение податных земель. Тогда же от подати освободили те четверти, который служилый человек распахивал для себя. Затем, до начала XVII века, крестьянин, живший и работавший на земле служилого человека, как и крестьянин, живший на своей земле или государственной, платили одинаково с каждой четверти распаханной земли, или «живущей», как называли её в те времена. Но в начале XVII века под «живущей четвертью» стали понимать не настоящую четверть распаханной служилой земли, а по несколько целых крестьянских дворов, из которых каждый распахивал не одну четверть.

Это было сделано в интересах служилых людей: на их землях устанавливалась «живущая четверть» в 10-16 дворов. То есть если каждый двор такой четверти распахивал по 4 четверти (две десятины), то в такой «живущей четверти» будет от 40 до 64 четвертей действительных четвертей распаханной земли. Следовательно, с 40 или 64 четвертей служилой земли брали столько же, сколько крестьянин, живший на своей или государственной земле, платил с одной.

Подать с посадских взималась тоже по «сохам». Соху составляло определённое количество дворов. Различались сохи «лучших», «средних», «меньших» и «охудалых» посадских людей. Соха лучших людей состояла из 40 дворов, соха средних — из 80, меньших — из 160, «охудалых» — 320 дворов. С каждой сохи взимался одинаковый податный оклад. Следовательно, одну и ту же сумму подати «лучшие» посадские платили с двое меньшего количества дворов, нежели «средние». Возможный недобор с меньших и «охудалых» сох взыскивался с лиц, принадлежащих к сохам «средним» и «лучшим» (так называемая «круговая порука»).

Больше яблок – больше копыт

Жить в сплошных лесах косуля не станет – ей по душе опушки, заросшие кустарником, поймы рек, балки и овраги, полянки со светлым подлеском

Но и слишком открытых ландшафтов она избегает: важно иметь убежище, чтобы спрятаться от врага и непогоды

Дикая коза больше чем кто‑либо из оленевых приспособилась жить по соседству с человеком. Часто она селится неподалёку от садов и сельскохозяйственных угодий. Но там, где пасётся домашний скот, кормиться не станет: слишком брезглива. При этом вредителем её не назовёшь: если год не выдался голодным, то объедать все доступные растения она не будет, сорвёт лишь несколько листочков и пойдёт дальше.

Вообще косуля – исключительная гурманка, выбирающая самые нежные и сочные сорта трав. С удовольствием уминает почки деревьев, жёлуди, лесные ягоды. В нашем регионе в её рацион входит больше 150 видов растений и грибов. Зимой она довольствуется корой деревьев, побегами или выкапывает мох острыми копытцами. Кушает по чуть-чуть, но часто – от 5 до 11 раз в сутки, съедая от 1,5 до 4 кг зелени.

Если поблизости нет водоёма, то воду может брать из растений, а зимой хватает и снега. В день этой рогатой, как и человеку, требуется всего 1,5 литра.

Описание и особенности

Косуля — животное небольших размеров чуткое и грациозное с длинной красиво изогнутой шеей, короткими ногами, заканчивающимися острыми копытцами. Средняя высота в холке — 80 см, длин тела — 1–1,4 м. Морда тупая с большими выпуклыми глазами. Уши, заострённые кверху, составляют чуть больше половины длины черепа. Второе название животного — дикая коза.

Задние ноги животного длиннее передних, что обуславливает движение преимущественно скачками, позволяет совершать прыжки высотой более двух и длиной до шести метров, завораживающие своей красотой.

Короткое тело венчает маленький хвостик, невидимый из-за густого меха. Когда животное настороже, хвост поднимается и под ним просматривается белое пятно, называемое охотниками зеркалом.

Самец отличается от самки не только более крупными размерами, но и рогами, начинающими отрастать на четвёртом месяце жизни. Рога косули не так ветвисты, как у оленей, но имеют свои особенности. Растут вертикально к голове начиная с трёх лет имеют по три отростка, которые с возрастом не прибавляются, но становятся более рельефными.

Концы рогов загнуты внутрь, так же как и передние отростки. На голове выступают костные наросты с развитыми бугорками (жемчужинами). Косуля зимой — серая, летом окрас меняется на золотисто-рыжий или бурый.

Детали плуга

Ручной плуг XIX века


Ручной плуг XIX века

В отдельности главные части плуга (рис. справа) производят следующую работу.
Нож (а) — отрезает пласт в вертикальной плоскости. Лемех (б) в горизонтальной, оборачивает и разрыхляет пласт — отвал (в). К ним присоединяются ещё полевая доска (г), дающая плугу опору в вертикальной плоскости, подошва (д), служащая опорой плуга снизу и принимающая на себя вес плуга и лежащего на нём во время работы пласта; одна или две стойки (е), к которым прикрепляются с одной стороны вышеупомянутые части, а с другой — грядиль (ж, дышло), за который с переднего конца зацепляется упряжной валек и прикрепляется регулятор (и), а с заднего рукоятки (з). Обе последние части служат для управления плугом. К каждому плугу прикладываются ещё ключ для отвинчивания и закрепления гаек, молоток для заклепывания и или плуговой башмак, который надевается на лемех, или плужные салазки, служащие для перевозки плуга с одного места на другое.

Разновидности плуга на территории России XIII—XX вв.

Сибирский сабан («колесуха») конца XIX века

В европейской части России, по меньшей мере с X века, наибольшее распространение имела традиционная «великорусская» соха, вплоть до постепенной замены её железным плугом на рубеже XIX—XX вв. В Поволжье, на Урале и в большинстве областей Сибири имели распространение колёсные разновидности плуга, такие как малороссийский деревянный плуг-«лемех» и сабан-«колесуха».

Беременность – на тормоз

Косуля единственная среди оленевых способна притормозить собственную беременность. Если спаривание прошло осенью – она спокойно родит весной. А если летом? Чтобы не обрекать малышей на гибель зимой от холода и голода, её организм берёт паузу, и зародыш на время перестаёт развиваться. При таком раскладе козлята появятся на свет только к началу следующего лета. Биологи зовут это латентным периодом.

В первый раз она приносит одного детёныша, на следующий год – два, реже – три. Новорождённые почти сразу могут ходить и даже бегать. Пятнистая шёрстка и отсутствие пахучих желёз помогают им оставаться незамеченными для хищников. Всё лето они проводят под защитой мамы, стараясь не отходить от неё дальше 300 метров. А почуяв опасность, прижимаются к земле.

Рога у косулят растут с четвёртого месяца жизни, первую весну они встретят с дудками в 10–15 см. Полностью рога разовьются только к трём годам, хотя самостоятельными козлята станут уже в 14–16 месяцев.

Если повезёт не угодить в лапы браконьеров, то на воле косуля проживёт 10, а то и 15 лет.

Виды корпусов плуга и их особенности

По своим конструктивным особенностям плуги делятся на большое количество категорий, каждая из которых обладает своей спецификой и сферами применения. Наиболее распространённых существует семь:

Культурный. Его отличительная черта в том, что он хорошо крошит ту землю, которая обрабатывается уже довольно длительный период. Отлично зарекомендовал себя при комбинированной работе с предплужником.
Полувинтовой

Главная особенность такого устройства в том, что оно позволяет хорошо проворачивать пласты земли, что крайне важно при обработке «застоявшихся» грунтов с густым слоем дёрна. Крошат грунт они удовлетворительно, поэтому в случае крайней необходимости подойдут для работы на уже используемых пашнях.
Для безотвальной вспашки

Отличный вариант для тех случаев, когда существует высокий риск возникновения ветровой эрозии на обрабатываемых землях. А также служит отличным подспорьем в тех случаях, когда необходимо обеспечить высокий уровень снегозадержания.
Вырезной. Конструкция такого плуга разработана таким образом, что в первую очередь подходит для обработки небольших полей с подзолистой почвой. Неплохо плуг зарекомендовал себя и при обработке каштановых и маломощных чернозёмов.
С выдвижным долотом. Отличный вариант для обработки плотной почвы, которая к тому же может быть засорена относительно мелкими и средними камнями. Выдвижное долото обеспечивает более глубокую вспашку, а также защищает конструкцию от контакта с камнями в грунте, тем самым минимизируя риск серьёзных поломок.
С почвоуглубителем. В целом его конструкция очень похожа на вырезной, но с добавлением дополнительного конструктивного элемента для более глубокого вспахивания земли. Применяется на тех же видах грунта, что и вырезной плуг.
Дисковый. Некий универсальный первопроходец для самых сложных видов грунтов — на местах вырубки лесов, каменистых и болотистых участках, местах с особо плотной и дернистой почвой. Это альтернатива традиционному плугу в тех случаях, когда его использование невозможно.


Каждый из этих видов обладает своими уникальными свойствами и особенностями, поэтому при выборе конкретной модели следует в первую очередь ориентироваться на будущие сферы применения покупаемой техники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector